При выполнении проектов автоматизации на базе типовых программных продуктов 1С мы придерживаемся этапов, описанных ниже. Данный подход проверен временем на проектах разной сложности. Наш опыт показывает, что вне зависимости от масштаба проекта, все нижеуказанные этапы присутствуют в том или ином виде, поэтому нами было принято решение систематизировать данный подход. Обращаем внимание что данный подход актуален при внедрениях на базе одного из типовых программных продуктов. При разработке системы с нуля используется другой подход, он будет описан в отдельной статье.
Нулевой этап - Начало проекта. На этом этапе определяются цели проекта, формируется представление о том какой из типовых программных продуктов может удовлетворить первоначальные потребности и стать каркасом новой системы, производится демонстрация стандартных решений Заказчику. Производится предварительная оценка проекта, определяется приблизительный бюджет, высылается коммерческое предложение. Определяются ключевые заинтересованные лица Заказчика, обычно руководители отделов. Если принимается решение о продолжении работ, заключается типовой договор на внедрение программного продукта, и при необходимости дополнительные соглашения. На данном этапе не возможно составить точных список задач и произвести точную оценку проекта, для этого предназначен следующий этап - "Этап 1. Обследование и выработка проектного решения".
Первый этап - Обследование и выработка проектного решения. Самый важный этап. На нем производится изучение бизнеса Заказчика и переложение бизнес-процессов Заказчика на выбранную типовую систему автоматизации. Этап делится на три части: Экспресс обследование, Моделирование и Согласование проектного решения.
Экспресс обследование представляет собой беседу с ключевыми лицами Заказчика, которые описывают и демонстрируют процессы и операции, протекающие в их отделах. По результатам встреч составляются протоколы. Содержание протоколов дополнительно согласуется с Заказчиком. В завершение Экспресс обследования составляется отчет от обследовании. Данный документ составляется из протоколов встреч и любой дополнительной информации, полученной от Заказчика.
После Экспресс обследования производится Моделирование. Моделирование заключается в создании контрольного примера путем настройки стандартного программного продукта под Заказчика штатными средствами исходя из информации, полученной на обследовании. В базу данных вносится небольшая часть реальных данных Заказчика и воспроизводятся его основные бизнес-процессы. Заказчику производится демонстрация контрольного примера. В процессе создания контрольного примера и демонстрации его заказчику происходит выявление "узких мест" стандартной системы и принимаются решения, либо об изменении бизнес-процессов с целью подстроиться под стандартный функционал системы, либо формируется список требований по доработке системы.
Заключительная часть обследования - Согласование проектного решения. Исполнитель производит точную оценку стоимости работ по разработке новый системы и составляет план график работ.
Второй этап - Проектирование системы и задания на разработку. На этом этапе Исполнитель проектирует структуру новой системы. Производится группировка задач по подсистемам, корректируется план-график работ в части удобства приема работ Заказчиком. Пишутся задания на разработку, содержащие конкретные способы реализации нового функционала. Перед началом разработки задания согласуются с Заказчиком.
Этот этап фактически является этапом разработки Технического задания.
Третий этап - Разработка. Разработка делится на две части: Перенос данных из предыдущей системы учета и Разработка дополнительного функционала. Такое деление связано с тем, что разрабатывать дополнительный функционал намного эффективнее и надежнее на реальных данных Заказчика.
Четвертый этап - Разработка инструкций и обучение пользователей. На данном этапе составляется график обучения пользователей по отделам, разрабатываются пошаговые инструкции.
Пятый этап - Опытная эксплуатация. К этому этапу все основные работы должны быть выполнены. На данном этапе начинается реальная работа пользователей в новой системе, при этом определенный промежуток времени пользователи работают в двух системах одновременно, т. к. существует часть работ, которые могут быть выполнены только в рабочей системе. Исполнитель тесно взаимодействует с пользователями и осуществляет их поддержку. Это этап шлифовки новой системы, когда выявляются и исправляются мелкие недочеты и ошибки.
Шестой этап - Промышленная эксплуатация. Данный этап не является частью проекта по внедрению системы и указан лишь для того, чтобы дать представление о том, что будет после.