"А зачем, правда, автоматизировать учет, а потом заниматься оптимизацией внедренного решения? Стандартный ответ: автоматизировать учет нужно, чтобы облегчить труд бухгалтера. А оптимизацию производительности внедренного решения нужно проводить, когда бизнес-процесс не успевает выполниться за отведенное время.
На практике, однако, оказывается, что бухгалтер, вполне себя хорошо чувствовавший при системе бумажного учета, проявляет упорное нежелание пользоваться новой системой. И корни данного явления имеют под собой не только субъективные, но и вполне экономические причины.
А подход к вопросам производительности, основанный на принципе "пока гром не грянет, мужик не перекрестится", не только чреват рисками для бизнеса, но и прямо лишает владельца компании возможности получать больше работы за те же деньги, причем происходит это постоянно и сейчас, а не в туманной перспективе.
Сначала избавимся от иллюзии насчет того, что перед системой автоматизации учета ставиться задача облегчить жизнь сотрудникам, занятых собственно учетом.
У Макрса в начале ХХХIII главы 1-го тома "Капитала" читаем:
«Джон Стюарт Милль говорит в своих "Основаниях политической экономии":
"Сомнительно, чтобы все сделанные до сих пор механические изобретения облегчили труд хотя бы одного человеческого существа" (прим. Маркса - Миллю следовало бы сказать: "хотя бы одного человеческого существа, не живущего чужим трудом", потому что машины, несомненно, сильно увеличили число знатных бездельников).
Но перед капиталистически применяемыми машинами вовсе и не ставиться такой цели.
Подобно всем другим методам развития производительной силы труда, они должны удешевлять товары, сокращать ту часть рабочего дня, которую рабочий употребляет на самого себя, и таким образом удлинять другую часть его рабочего дня, которую он даром отдает капиталисту. Машины - средство производства прибавочной стоимости".
Замените "машины" на "средства автоматизации учета", и вы получите нормальную, не иллюзорную формулу для задачи систем автоматизации учета: они должны удешевлять товары, сокращать ту часть рабочего дня, которую рабочий употребляет на самого себя, и таким образом удлинять другую часть его рабочего дня, которую он даром отдает капиталисту.
Можно, однако, справедливо возразить, что сотрудник, осуществляющий учет, за некоторыми исключениями, почти никогда не является производственным рабочим, и вроде бы речь не о нем. Чтобы прояснить, в чем тут дело, приведу длинный блок цитат из Маркса. Во втором томе "Капитала" в главе VI, посвященной издержкам обращения, читаем:
"Превращения формы капитала из товара в деньги и из денег в товар являются в то же время торговыми сделками капиталиста, актами купли и продажи. Время, в течение которого совершаются эти превращения формы капитала, субъективно, с точки зрения капиталиста, является временем продажи и купли, т. е. тем временем, в течение которого он функционирует на рынке как продавец и покупатель... Оно составляет часть его делового времени. <...>
Поэтому, если товаровладельцы не капиталисты, а самостоятельные непосредственные производители, то время, затрачиваемое ими на куплю и продажу, есть вычет из их рабочего времени. <...>
Купля и продажа становятся главной функцией капиталиста, заставляющего других работать на себя <...>
Примем, что агент по купле и продаже является человеком, продающим свой труд. Он расходует свою рабочую силу и свое рабочее время на эти операции Т - Д и Д - Т. <...>
Как бы ни оплачивался его труд, он как наемный рабочий часть своего времени работает даром. Может быть, он получает ежедневно стоимость, вновь создаваемую им за восемь часть, а работает в продолжение десяти часов. <...>
...если этих агентов применяет капиталист, то неоплаченные два часа уменьшают издержки обращения его капитала, составляющие вычет из его дохода. Для него - это положительный выигрыш, так как отрицательные границы возрастания стоимости его капитала суживаются. <...>
...капиталистический товаропроизводитель выступает в качестве агента обращения<...>
Если размер предприятия принуждает его или позволяет ему покупать (нанимать) особых агентов обращения как наемных рабочих, то сущность дела от этого не меняется. <...>
Наряду с затратой времени на осуществление купли и продажи рабочее время расходуется также и на ведение бухгалтерского учета, которое, кроме того, требует затрат и овеществленного труда (перья, чернила, бумага, письменный стол и т. д.), т. е. требует издержек на контору. Следовательно, при выполнении этой функции расходуется, с одной стороны, рабочая сила, с другой стороны - средства труда. Дело здесь обстоит совершено так же, как со временем, затрачиваемым на куплю и продажу".
Отсюда вытекает вообще экономический смысл внедрения систем автоматизации учета как повышение степени эксплуатации работников учетных служб (а отнюдь не облегчение им жизни "волшебной кнопкой").
Иллюзия развеяна, и без нее наглядно становиться виден экономический смысл повышения производительности систем автоматизации учета, применительно как к бухгалтерам, так и к менеджерам по продажам. Сотрудник является человеком, продающим свой труд. Как бы ни оплачивался его труд, он как наемный рабочий часть своего времени работает даром. Повышение производительности систем автоматизации учета увеличивает количество операций в единицу времени. За счет того оно повышает длительность неоплачиваемого рабочего времени и позволяет освободившееся рабочее время использовать с пользой для дела, например, для повышения сложности и оперативности учета, притом, возможно, без роста заработной платы."